Индекс качества сайта (ИКС) — что это такое? В чем разница между ТИЦ и ИКС? Как повысить индекса качества сайта и проверить его показатель в Яндекс.Вебмастере? Как ИКС влияет на ранжирование и SEO-оптимизацию? Обо всем подробнее читайте в данной статье.
22 августа 2018 г. Яндекс в своем официальном блоге для вебмастеров анонсировал новый показатель качества сайта — ИКС, который должен прийти на смену общеизвестному тематическому индексу цитирования (ТИЦ). Выход ИКС в бета-версии в Яндекс.Вебмастере состоялся 31 августа. Как это повлияет на реальное положение вещей в SEO и какие изменения стоит ожидать?
Что такое ИКС простыми словами?
Индекс качества сайта (сокращенно ИКС) — это относительное число, опирающееся на факторы ранжирования Яндекс и характеризующее удовлетворенность посетителей сайтом.
Название данного индекса говорит само за себя. Говоря проще, это показатель, который показывает насколько качественный ваш сайт, в первую очередь, в глаза пользователей, которые его посещают. На основе поведения пользователей на сайте: глубины просмотра страниц, времени посещения, показателя отказов, продолжения изучения релевантной выдачи, а также данных из других сервисов. Почему данный показатель относительный? Во-первых, потому что это индекс и он не имеет размерности. Во-вторых, потому что это сравнительный показатель, который объективно рассматривать в проекции на другие сайты, в том числе, сайты конкурентов.
Какая разница между ИКС и ТИЦ?
Показатель ТИЦ, введенный Яндексом в 1999 году, характеризовал авторитетность сайта, основываясь на количестве и качестве внешних ссылок с других сайтов. С тех пор прошло практически 20 лет, и интернет сильно изменился, а вслед за ним и алгоритмы ранжирования поисковых систем. Произошло динамическое развитие социальных сетей, мобильных приложений, в разы выросло количество пользователей и интернет-ресурсов, поменялись представления о качественных текстах, интерфейсах, особое значение для web-среды получило юзабилити. Внешние ссылки закономерно перестали быть основным показателем качества сайта, на который следует ориентироваться вебмастерам. ТИЦ потерял свою актуальность, отсюда вполне логично введение нового показатель качества сайта, который дает представление владельцу сайта о его качестве, основываясь на сотнях факторов ранжирования, которые учитывает Яндекс.
Как узнать индекс качества сайта?
Индекс качества сайта полностью заменил ТИЦ. Тематический индекс цитирования больше не будет рассчитываться поисковиком и отображаться в панели Вебмастера. ИКС — это публичный показатель, который можно проверить по любому web-ресурсу, но только в панели Вебмастера.
Абсолютная разница между ТИЦ и ИКС объясняется разными алгоритмами подсчета этих показателей. В первом случае алгоритм использовал имеющиеся данные по количеству внешних ссылок и качеству доноров, который размещают эти ссылки. Во втором случае алгоритм использует все имеющиеся данные о сайте и компании, стоящей за ним. Это могут быть данные из поиска и других сервисов, например, Яндекс.Метрики, Карт, Вебмастера, Справочника, Дзена и других.
В чем еще принципиальное отличие ТИЦ и ИКС? Показатель тематического индекса цитирования в силу достаточно простого алгоритма его подсчета можно было гораздо проще «накрутить». Для этого SEO-оптимизаторы покупали ссылки на сторонних ресурсах, и пропорционально их тратам рос и ТИЦ. С алгоритмом ИКС дела обстоят гораздо сложнее, во-первых, Яндекс не раскрывает все факторы ранжирования, которые используются при подсчете индекса качества сайта, во-вторых, этих показателей в сотни раз больше, и в третьих, ИКС нелинеен, и на него нельзя повлиять простой накруткой какого-то одного показателя.
Разница в цифрах между ТИЦ и ИКС
После анонса введения ИКС и до публикации бета-версии в Яндекс.Вебмастере, большое количество вебмастеров считало, что данный показатель будет напрямую коррелировать с ТИЦ. Оправдались ли их ожидания? Давайте рассмотрим данный вопрос на конкретных примерах.
Пример #1
Как вы видите, ИКС в сравнении с ТИЦ вырос в 50 раз.
Пример #2
ИКС вырос относительно ТИЦ в 2 раза.
Пример #3
В данном примере рассмотрим сразу 3 сайта.
У первого сайта ИКС вырос относительно ТИЦ в 2 раза. У второго сайта показатели остались аналогичными. У третьего сайта ИКС вырос относительно ТИЦ более чем в 6 раз.
Пример #4
В данном примере видно, что ИКС вырос относительно ТИЦ больше чем в 2 раза.
Представленных примеров достаточно, чтобы сделать однозначный вывод, что ИКС никак не коррелирует с прошлым показателем ТИЦ. По нашим наблюдениям, основываясь на тех данных, что мы имеем, ИКС, как правило, вырос относительно прошлого показателя ТИЦ у большинства сайтов, либо остался неизменным.
Как рассчитывается ИКС?
Формулу подсчета ИКС Яндекс не раскрывает, чтобы избежать попыток накрутки данного показателя. По официальным данным, ИКС, как говорилось ранее, будет рассчитываться на основе всех имеющихся у поисковой компании данных о сайте и бизнесе, стоящим за ним. Основной критерий — удовлетворенность пользователей ресурсом, которое в свою очередь складывается из сотен других факторов и метрик, а также размера аудитории ресурса, уровня доверия посетителей.
Обновление ИКС будет происходить примерно 1 раз в месяц, он не привязан к ссылочной массе сайта, и его показатель фактически неограничен. На момент «выката» ИКС максимальный показатель наблюдался у социальной сети Вктонтакте и видеохостинга YouTube — 340000. Минимальный показатель равен 0. Показатель ИКС напрямую никак не коррелирует с ТИЦ, однако, порядок величин в целом совпадает. Обновление ИКС не будет означать обновление поисковой выдачи, также как это и было с ТИЦ. Хотя в данном случае возможно будет проследить корреляцию показателя и позиций сайта, так как по заявлению представителей Яндекса, при определении релевантности выдачи и ИКС используются одни и те же показатели.
Многие вебмастеры высказывают доводы о том, что ИКС напрямую коррелирует с посещаемостью сайта. В целом, данное утверждение неверно. Однако неудивительно, что чем выше качество сайта, тем выше его позиции в целом и посещаемость соответственно. Давайте рассмотрим этот вопрос в цифрах на одном конкретном примере.
Сравним 2 информационных сайта: devoe.ru и zhenskij-sajt-katerina.ru
На основе данных keys.so видно, что количество запросов в ТОП-50 по Яндексу в регионе Москва у сайта zhenskij-sajt-katerina.ru больше в 2 раза. Об этом же говорит охват ключей. Данные о превосходящем числе посетителей первого сайта подтверждает и www.similarweb.com. В первом случае это 200 тысяч визитов за август 2018, во втором в 2 раза меньше — 100 тыс.
Теперь сравним показатели ИКС:
Сайт #1
Сайт #2
По данным из Вебмастера видно, что сайт с меньшей посещаемостью обладает более высоким ИКС. Эти данные опровергают в конкретном примере довод о том, что ИКС напрямую коррелирует с посещаемостью сайта. В других примерах цифры могут говорить о другом, однако, при учете сотен факторов, которые формируют ИКС, прямая корреляция по какому-то одному из факторов представляется крайне маловероятной.
Как ИКС влияет на SEO?
На просторах Рунета уже сейчас можно найти статьи с информацией о экспериментальной поисковой выдаче по ИКС, которую тестировал Яндекс, о влиянии ИКС на позиции сайта и прочий информационный «мусор». На самом деле, вопрос о влиянии ИКС на ранжирование и поисковую выдачу — глупый.
Индекс качества сайта ни коим образом не влияние на позиции сайта в поисковой выдаче, и является не причиной высокого или низкого ранжирования, а его следствие и числовым выражением положения дел на сайте, его качества. ИКС на данным момент не привязан к тематике или типу сайта и вычисляется по общему алгоритму для всех ниш. Вполне естественно, что молодой сайт электронных товаров и бытовой техники будет уступать Эльдорадо и М.Видео в индексе качества, однако, показатель наглядно будет демонстрировать возможный диапазон роста в данной нише.
Сравнение ИКС своего сайта с возрастными и авторитетными ресурсами из другой тематики лишено всякого смысла. ИКС показателен в сравнении с сайтами вашей тематики, вашими прямыми конкурентами. А отслеживание коррелирующего изменения индекса качества вашего сайта и поисковой выдачи поможет вам понять, движетесь ли вы в правильном направлении.
ИКС отображается только для сайта в целом, а не для отдельных страниц. Не стоит ориентироваться на данный показатель при сравнении позиций ваших конкурентов по отдельным поисковым запросам. Качество страницы по конкретному ключевому слову определяется в большей степени представленным контентом на ней, а не качеством сайта в целом.
Как увеличить ИКС?
Попытки искусственного увеличения ИКС — это пустая трата времени, сулящая санкциями со стороны Яндекса и обнулением показателя. Мы писали, что в алгоритме подсчета показателя используются сотни факторов ранжирования, поэтому единственным способом увеличения ИКС является комплексная работа над сайтом, его контентом, удобством интерфейса, качеством кода, скоростью загрузки страниц, для интернет-магазинов широтой ассортимента, скоростью обработки заказов и писем в онлайн-чатах, представительством в оффлайн-среде и т.д.
Динамика ИКС отражает успешность или неуспешность изменений, которые вы вносите на вашем ресурсе. Поэтому, в первую очередь, стоит стараться не увеличить данный показатель, а удовлетворить потребности и решить задачи ваших посетителей.
На заметку: иконку ИКС можно разместить на свой сайт, Яндекс представил инструкцию по ее размещению вместе с выводом показателя в бета-версию.