SSL-сертификат для сайта и SEO-продвижения

SSL-сертификат для сайта и его виды: какой выбрать?

Что такое SSL-сертификат простыми словами и какая разница между HTTP и HTTPS? Чем полезен сертификат и как он влияет на SEO-продвижение, пользовательские факторы и ранжирование в поисковых системах? Где получить и сколько стоит SSL? Обо всем подробнее в данной статье.

SSL (от англ. Secure Sockets Layer — уровень защищённых сокетов) - это протокол шифрования, который позволяет кодировать данные для более безопасного обмена.

Что такое SSL-сертификат простыми словами?

Если говорить проще, то при использовании SSL, данные которые вы или пользователи оставляете на сайте, например, личные данные или номера банковских карт, передаются на сервер по https протоколу в зашифрованном виде. Даже при перехвате этих данных, их фактически невозможно расшифровать.

Https не является отдельным протоколом, по сути это обычный http, который поддерживает шифрование (secured) данных. Когда вы открываете сайт, использующий https-протокол передачи данных, серверу, на котором расположен данный сайт, необходимо подтвердить его подлинность. Для этого он предоставляет браузеру специальный цифровой сертификат.

Успешное подтверждение подлинности сайта отображается в строке браузера иконкой закрытого замочка ( и надписью "Защищено" в Google Chrome). В зависимости от вида, SSL-сертификаты содержат в себе следующую информацию:

  • доменное имя;
  • дынные о владельце: физическое или юридическое лицо;
  • центр, выпустивший сертификат;
  • дата окончания действия сертификата;
  • алгоритм подписи и шифрования и т.д.

SSL-сертификат позволяет понизить уязвимость сайта от перехвата данных злоумышленниками.

В чем разница между HTTP и HTTPS?

Как упоминалось ранее, HTTPS - это тот же самый HTTP протокол (протокол передачи гипертекста), который поддерживает шифрование. Данные по HTTPS передаются поверх криптографического протокола SSL или TLS, который их шифрует. HTTP же передает обычные текстовые данные, что делает данный протокол уязвимым к внешним угрозам.

Как работает SSL?

SSL-сертификат устанавливается на север, а не на CMS (систему управления сайтом) или домен. Сертификат содержит 2 ключа: публичный (public) и приватный (private). Public-key используется для шифрования трафика в пользовательской части: от браузера к серверу. Private-key используется для того, чтобы расшифровать полученные данные на сервере.

В криптографии есть базовая задачка про почтальона и ключи, которая поможет вам понять принцип работы шифрования. Звучит она так:

Есть два абонента Леша и Маша, почтальон Вася, открытый сейф и два замка. У каждого из абонентов есть ключ, отпирающий собственный замок. Если вложить письмо в сейф, закрыть его на замок, и передать сейф с ключом через почтальона Васю, он может отрыть его или сделать дубликат ключа. Как передать письмо от Леши к Маше через почтальона, чтобы тот не смог его прочитать? Подсказки: Вася может доставлять только закрытый сейф, на сейф можно вешать 2 замка одновременно, ни один из ключей передавать Васе нельзя.

Ответ на данную задачу мы дадим в конце статьи, подумайте над ее решением самостоятельно.

Для чего нужен SSL-сертификат?

Оставим все сложные технические моменты, и попробуем разобраться, каким проектам нужен SSL-сертификат, а какие проекты могут обойтись и без него.

Как вы поняли, главная задача SSL-сертификата - безопасность передаваемых данных. Особенно этот момент чувствителен для финансового сектора, и сайтов, которые оперируют личными или даже конфиденциальными данными пользователей. Однако существуют и информационные сайты, которые создают контент и никак не работают с персональными данными. Нужен ли SSL им? Давайте рассмотрим основные преимущества установки SSL-сертификата и недостатки.

5 причин установить SSL-сертификат

  1. Безопасность данных. Конечно же, стоит начать с этого пункта, ведь в этом заключается основная цель использования SSL-сертификатов. Если вы работаете с персональными данными пользователей, вам просто необходимо их шифровать при передаче к серверу. Само по себе использование сертификата не является панацеей от всех бед, злоумышленники могут перехватить данные еще до момента передачи их на сервер. Однако использование протокола шифрования является значительным вкладом в снижение уязвимости сайта.
  2. Доверие к сайту. Довод о том, что зеленый замочек в строке браузера повышает доверие к сайту полностью состоялся. Пользователи привыкли, что все крупные проекты используют SSL-сертификаты. Вполне вероятно, что они понятия не имеют что это такое. Но надпись "Защищено" и зеленый замочек дают посетителю сайта представление о том, что он и его данные находятся в безопасности.
  3. Поддержка сторонних сервисов. Некоторые платежные системы (Яндекс.Деньги) и сервисы (Голосовой помощник Google Chrome) работают только с сайтами с HTTPS протоколом. Если специфика вашей работы подразумеваем взаимодействие с аналогичными сервисами, рекомендуем вам установить SSL-сертификат.
  4. Реклама из общих точек доступа к сети. Вы когда-нибудь замечали необычную рекламу на знакомых сайтах, когда подключались со своего устройства к Wi-Fi сети с общим доступом в торговых центрах, кафе или, например, заправках? Многие бесплатные точки Wi-fi созданы не только для вашего удобства, это один из способов монетизации входящего траффика. Чем больше вашей потенциальной аудитории аудитории может посещать ваш незащищенный HTTP сайт с таких точек, тем хуже для вас. От агрессивной рекламы сильно страдают пользовательские факторы, в частности, глубина просмотра.
  5. Фактор ранжирования?  Google не раз заявлял, что поддержка HTTPS протокола станет одним из факторов ранжирования. При этом официальные представители уславливались, что данному фактору будет отводиться меньше 1% от суммы общих факторов качества сайта. Однако официального анонса и подтверждения, что данные заявления вступили в силу сделаны не были. Для Яндекса сайты по HTTP и HTTPS протоколам участвуют в ранжировании на равных, однако, поисковик обозначает, что подключать SSL стоит, если на сайте можно совершать покупки и другие финансовые операции. HTTPS на сегодняшний день не влияет на ранжирование в поисковых системах напрямую, но он делает это косвенно, в том числе, через пользовательские факторы.

Каким сайтам нужен SSL?

SSL-сертификат необходимо подключать к сайтам, которые работают с финансами и персональными данными пользователей. Это интернет-магазины, банки, платежные системы, социальные сети, почтовые сервисы и любые другие проекты. SSL-сертификат является необязательным атрибутом для информационных сайтов, которые создают исключительно контент и никак не работают с пользовательскими данными, и финансами.

Если вы только создаете новый сайт, при этом не планируете работать с персональными данными пользователей, SSL-сертификат лучше все-равно поставить с самого начала, чтобы потом не пришлось изменять главное зеркало сайта, если вы все-таки захотите перейти на протокол HTTPS позже. Тем более сегодня это можно сделать бесплатно. Пусть ваш сайт от этого напрямую ранжироваться выше не станет, но даже повышение доверия к сайту со стороны пользователей стоит этих минимальных усилий при запуске проекта.

Влияние SSL-сертификата на SEO продвижение

Как мы выяснили, на данный момент сайты с HTTPS протоколом официально не имеют преимущества в ранжировании в поисковых системах, но могут выигрывать за счет улучшения поведения пользователей на страницах ресурса. Это также относится и к поведению пользователей на сайте в конкретном браузере. Например, Google Chrome, уже начал помечать сайты с HTTP протоколом, как незащищенные:

Это в свою очередь также может негативно сказываться на поведенческих факторах пользователей, что в свою очередь приводит к понижению ранжирования сайта в поисковиках.

Какие проблемы и негативные моменты по SEO могут возникнуть при установке SSL-сертификата? Самая основная проблема - это необходимость изменения главного зеркала сайта. Переезд сайта с HTTP протокола на HTTPS предполагает удаление всех старых страниц с поисковой выдачи, и добавление этих же страниц с новым протоколом. В этом случае поисковые системы не гарантируют не только сохранение текущих показателей посещаемости и позиций сайта, но и страниц в выдаче в целом.

Что говорит практика? Мы располагаем 2 примерами переезда сайтов на HTTPS протокол. Давайте рассмотрим их.

Переезд информационного сайта на HTTPS

Информационный сайт женской тематики:

По графику посещаемости из Яндекс.Метрики видна просадка трафика во время смены главного зеркала сайта и переобхода новых страниц роботами поисковых систем. Однако в дальнейшем показатели посещаемости не только восстановились, но и продолжили свой рост. Конечно, рост траффика обусловлен не переездом сайта на HTTPS протокол, а работой над контентом. Переезд на HTTPS был запланирован в одно время с переездом сайта на новый сервер, чтобы нивелировать возможные последствия от перебоев в работе сайта. График показывает подтверждает лишь тот факт, что потеря позиций и снижение трафика имеет лишь временный эффект.

Переезд интернет-магазина на HTTPS

Интернет-магазин пляжной одежды:

На графике представлена посещаемость одного из топовых сайтов в нише пляжной одежды и купальников. Красными линиями выделен промежуток переезда сайта на HTTPS протокол. Обратите внимание, что переезд осуществляется в декабре, когда спрос на купальники и пляжную одежду был не такой высокий. Снижение трафика на фоне естественного снижения спроса в нише оказалось незначительным. После индексации новых страниц траффик и позиции ресурса быстро восстановились. Стоит отметить, что это возрастной и авторитетный ресурс. Отчасти поэтому переиндексация страниц прошла столь безболезненно.

Конечно, существуют и обратные примеры, когда переезд на HTTPS протокол прошел более болезненно для web-ресурсов, и 2 примера мало о чем свидетельствуют. Мы лишь хотим отметить, что при правильном переезде сайта с технической точки зрения, острые углы можно максимально сгладить.

Виды SSL-сертификатов

Существует несколько типов SSL-сертификатов по источнику подписи и типу проверки данных.

По источник подписи существуют следующие сертификаты:

  • Самоподписанные. Сертификат подписывается самим сертификатом. Его может получить любой пользователь самостоятельно. По сути, это бесполезный сертификат. Большинство браузеров при посещении сайта выдаст предупреждение, что соединение не защищено.
  • Подписанные недоверенным центром сертификации. Это означает, что сам SSL-сертификат проверен, однако независимая сторона, проверяющая принадлежность домена физ. или юр. лицу, подлинность сайта, не имеет на это право.
  • Подписанные доверенным центром сертификации. Сертификат корректно отображается во всех браузерах. Данные сертификата проверены и подтверждены в сертифицирующем центре.

Подписанные доверенным центром сертификаты, в свою очередь, тоже подразделяются по типу проверки данных:

  • Esential SSL — один из самых дешевых и популярных SSL-сертификатов. Доступен как для физ., так и для юридических лиц. Выдается на один домен. Осуществляется проверка владения домена через Email, DNS-запись или хэш-файл на сервере. Реквизиты компании и личные данные владельца не проверяются.
  • Instant SSL — сертификат доступен для юр. и физ. лиц. Выдается на один домен (без поддоменов). Осуществляется проверка владения доменом, личные данным физического лица, либо регистрационные данные юридического лица.
  • SGC SSL-сертификат — аналогичен Instant SSL, осуществляет поддержку 40-битных расширений. Это позволяет корректно отображать сайт в старых операционных системах и браузерах. Выдается на один домен без поддоменов.
  • Wildcard SSL — работает как обычный сертификат, однако, подразумевает безлимитную лицензию на домен и все его поддомены на одном или нескольких серверах. В среднем стоит от 300$.
  • EV (Extended Validation) сертификат — SSL-сертификат расширенной проверки, доступ к которому имеют только юр.лица. Осуществляется проверка владение доменом, регистрационные данные компании, нотариально заверенные документы и т.д. Позволяет получить мгновенное подтверждение аутентичности зеленой адресной строкой браузера. В среднем стоит от 350$.
  • EV Multidoain. — аналогично EV, только подразумевает поддержку до 100 доменов. В среднем стоит от 800$.

Где получить SSL-сертификат?

Каждый хостинг-провайдер, на котором расположен ваш сайт предоставляет возможность купить и установить SSL-сертификаты разных типов в зависимости от нужд вашего проекта. REG.ru, Timeweb, Nic.ru и другие провайдеры самостоятельно установят SSL-сертификат на сервере, вам лишь останется настроить 301 редирект со страниц http на https и проставить относительные пути для файлов.

Наиболее популярные центры сертификации, в которых вы можете приобрести SSL-сертификат:

Как установить SSL-сертификат для домена?

Если у вас выделенный сервер, то вам придется устанавливать сертификат самостоятельно. На выделенном сервере вы можете получить бесплатный SSL-сертификат для сайта от Let's Encrypt. И то, и другое легко сделать с помощью ISPmanager. В первом случае вам необходимо сформировать CSR-запрос, который отправляется в центр сертификации,   после чего уже ввести полученные данные из центра сертификации в соответствующие поля. Во втором случае, просто установите бесплатный модуль от Let’s Encrypt, после чего запустите выпуск SSL-сертификат в разделе WWW-домены для конкретного домена.

Проверка SSL-сертификата на сайте

Для проверки корректности установки SSL-сертификата, а также его корректного отображения в большинстве браузеров воспользуйтесь бесплатным сервисом. Если с вашим SSL-сертификатом все хорошо, сервис выдаст аналогичный результат.

Сколько стоит SSL-сертификат?

В среднем SSL-сертификаты у большинства регистраторов варьируются от 1500 до 20 000 рублей. При покупке SSL-сертификата вам необходимо четко понимать его назначение. Если вы не работаете с финансами и персональными данными, и для вас не имеет большого значения отображение данных о компании для повышения доверия со стороны пользователей, будет вполне достаточно установить бесплатный SSL-сертификат от Let's Encrypt. Впоследствие его можно будет поменять на платный аналог с более расширенной проверкой данных без вреда для индексации сайта. Более того, с точки зрения SEO, нет разницы между платным SSL-сертификатом и бесплатным. Так что в данном случае, выбор должен основываться на возможностях вашего хостинг-провайдера.


Вернемся к нашей задаче. Итак, как передать письмо от абонента A к абоненту B, чтобы его не прочитал почтальон?

Подумайте, и дайте свой ответ в комментариях. Если вы не нашли решение, посмотрите его, кликнув по кнопке ниже.


Оставьте комментарий для статьи "SSL-сертификат для сайта и SEO-продвижения"

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован


*

Прокрутка вверх